Игры с мамой

Персональный сайт учителя - логопеда 

Акимовой Ольги Валерьевны 

Игры с мамой

 

Как выбрать подходящее время

Напомним, что некоторые учебные задачи гораздо легче решить, когда они встроены в  бытовую деятельность или игру. К занятию легче привыкнуть, если оно проводится изо дня в день в одно и то же время. 

Особенно трудно бывает организовать проведение артикуляционной гимнастики. Дети не разрешают взрослому прикасаться к своему лицу и нарушать личное пространство. Отказ ребенка может быть вызван разными причинами, например, повышенной чувствительностью к телесным ощущениям или тем, что ему приходится знакомиться с новым видом деятельности. Чтобы малыш быстрее привык и легче принял эти упражнения, их также необходимо включить в режим дня.

Артикуляционную гимнастику можно попробовать выполнять утром, до или после умывания и чистки зубов. Рассматривание книг и чтение сказок можно организовать в моменты меньшей двигательной активности ребенка, в частности, после дневного сна или перед ночным сном. Очень важно понаблюдать за ребенком и определить, когда у него хорошее настроение, он активен, но расположен к спокойным играм и может сосредоточиться. Именно тогда следует уделить внимание дидактическим играм. Обычно ребенок более активен в утренние часы – это подходящее время для занятий.

Как приступить к занятию

Перед тем как начать заниматься, ребенка нужно предупредить о предстоящей деятельности. Если малыш не откликается на речевую инструкцию, что бывает достаточно часто у безречевых детей, необходимо ввести символические обозначения начала и окончания занятия, например, звуковой сигнал. Постучите в барабан, привлеките внимание ребенка. Если он не подойдет к вам, но оглянется, подзовите его к себе жестом и скажите: «Иди сюда», «Будем заниматься». Если ребенок не откликается на сигнал, нужно подойти к нему, взять его за руку или плечо, присесть перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне его лица. Тогда он сможет «увидеть» вас и обратить на вас внимание. Привлечь и удержать внимание малыша можно, положив то, что нужно для игры, в коробочку, которой надо потрясти и пошуметь,

Первое время ребенку, конечно же, будет трудновато, так как меняется привычный уклад, но постепенно малыш привыкает, что каждый день в одно и то же время мама или другой близкий человек организует занятие. Причем оно может проходить как на полу, так и за столом, – всё зависит от задач занятия. 

Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге

Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия, а затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, малыш бросает игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним. Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». Такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно потихоньку эту игру усложнять и направлять: например, поставить емкость дальше и постепенно перемещать ее в пространстве, чтобы ребенок начал активнее двигаться. Чем больше он двигается, тем быстрее и лучше ориентируется в ситуации. Это поможет ему понимать взрослого человека и адекватно реагировать на просьбы и поручения.

Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность высказывания (например: «Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку ответить. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть просто взор, обращенный к вам, или мимическая реакция, а иногда – слово или жест. Так мы определим, услышал ли нас малыш, понял ли нашу фразу.

Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, речь станет для него просто фоном, и малыш не обратит на нее внимание. Во время зрительного контакта у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда он будет пытаться произносить звуки.

Продолжительность занятия

Вы малышу самые близкие люди и лучше всех знаете, какое у него настроение, что ему нравится, а что нет. Если вы видите, что ребенок устал, предложите ему другой вид деятельности, чтобы он отдохнул. Пусть даже занятие длилось около пяти минут, ничего страшного, постепенно вы увеличите время активного взаимодействия до семи или десяти минут, и это тоже отличный результат. Вы можете предугадать поведение ребенка, если во время выполнения задания заметите изменения в его поведении. Когда малыш становится тревожным, опускает взгляд, лучше предложить более легкое задание, чтобы окончание занятия было успешным и ребенок не потерял интереса. Если предлагаемое действие малышу незнакомо, кажется слишком сложным и непонятным,  он уходит или раскидывает предметы, то покажите сами это действие, продемонстрируйте, как можно строить башню из кубиков или катать на машинке мишку. Сопровождайте свои действия простыми звукоподражательными словами, это поможет ребенку понять действие, а в дальнейшем – повторить его.

Не бойтесь экспериментировать, пробуйте  различные игры, предупреждайте малыша о предстоящих действиях понятным для него способом. Если что-то не получается, не падайте духом, не волнуйтесь. Это ваш опыт, который в дальнейшем поможет лучше оценивать ситуацию. Не думайте, что у специалистов не бывает ошибок. Бывает, что и нас дергают за волосы, чтобы лучше познакомиться, и мы тоже ловим игрушки, которые бросает ребенок. Но всё это помогает лучше понять малыша и подобрать актуальные для его развития задания и игрушки, чтобы следующие занятия проходили успешней.

 

Дата последнего обновления страницы 03.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения