Перспективный план
составлен на основании
«Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
(авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.)
Направления работы |
I период обучения |
II период обучения |
III период обучения |
Развитие общих
речевых навыков |
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
|
1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. |
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение |
1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
|
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Работа над слоговой
структурой слова |
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). |
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). |
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). |
Развитие языкового анализа,
синтеза, представлений
(фонематического, слогового,
анализа предложения) |
1. развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
2. развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
3. дифференциация речевых и неречевых звуков.
4. знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
5. преобразование слогов за счет изменения одного звука
6. выделение звука из ряда других звуков
7. выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
8. выделение среднего звука в односложном слове.
9. практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук». |
1. определение наличия звука в слове
2. определение места звука в слове
3. выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге
4. осуществление анализа и синтеза прямого слога
5. выделение согласного звука в начале слова
6. выделение гласного звука в конце слова
7. знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук»
8. Различение слов, близких по звуковому составу
9. определение количества слогов (гласных) в слове.
10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости
11. составление предложений с определенным словом
12. анализ предложения из 2 слов. |
1. составление схемы слова с выделением ударного слога.
2. выбор слова к схеме
3. выбор графической схемы к слову.
4. преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
5. подбор слова с заданным количеством звуков.
6. определение последовательности звуков в слове.
7. определение количества и порядка слогов в слове.
8. составление слов из заданной последовательности звуков
9. составление распространенных предложений
10 анализ предложения из 3 и более слов. |
Лексика |
Расширение и уточнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник». |
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный). |
Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Школьные принадлежности», «Лето», «Насекомые». |
Грамматический строй речи
(по лексическим темам периода) |
1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.
7. Согласование числительных два и пять с существительными. |
1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Согласование существительных с числительными.
4. Образование названий детенышей животных.
5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
|
1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).
4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). |
Развитие связной речи |
1. Составление простых распространенных предложений.
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель».
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы.
2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. |
1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов |
Развитие мелкой моторики |
1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
|
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для
пальцев).
2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).
4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. |
1. работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. работа по развитию конструктивного праксиса.
3. продолжить работу по обводке и штриховке фигур . |
|
|